Системы оповещения согласно СП 3.13130.2009 подразделяются на 1, 2, 3, 4 и 5 типы и выбираются согласно назначения помещений либо зданий.
В данной таблице № 1 из СП 3.13130.2009 приведены типы СОУЭ в зависимости от которых выбирается необходимое для установки оборудование
Характеристика СОУЭ |
Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Способы оповещения: |
+
-
*
*
-
-
|
+
-
*
+
*
-
|
*
+
*
+
*
-
|
*
+
*
+
+
*
|
*
+
*
+
*
+
|
2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения |
- |
- |
* |
+ |
+ |
3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской |
- |
- |
* |
+ |
+ |
4. Возможность реализации нескольких вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения |
- |
- |
- |
* |
+ |
5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре |
- |
- |
- |
- |
+ |
Примечания:
1. + требуется; * допускается; - не требуется.
2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5 типов в отдельных зонах оповещения.
3. В зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) глухие и слабослышащие люди, требуется использование световых или световых мигающих оповещателей.
4. СОУЭ 3-5 типов относятся к автоматизированным системам.
В данной таблице №2 из СП 3.13130.2009 приведено: Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения.
Группа зданий, комплексов и сооружений (наименование нормативного показателя) |
Значение нормативного показателя |
Наибольшее число этажей |
Тип СОУЭ |
Примечания |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
1. Предприятия бытового обслуживания, банки (площадь пожарного отсека м2) |
До 800 |
1 |
* |
|
|
|
|
Помещения площадью более 200 м2, размещаемые в составе торговых и общественных центров или в общественных зданиях другого назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения |
2. Парикмахерские, мастерские по ремонту и т.п., размещаемые в общественных зданиях (площадь, м2) |
До 300 |
|
* |
|
|
|
|
|
3. Предприятия общественного питания (вместимость, чел) |
До 50 |
2 |
|
|
|
|
|
|
4. Бани и банно-оздоровительные комплексы (кол-во мест, чел) |
До 20 |
|
* |
|
|
|
|
Встроенные бани (сауны) рассматриваются как самостоятельные зоны |
5. Предприятия торговли (магазины, рынки) (площадь пожарного отсека м2) |
До 500 |
1 |
* |
|
|
|
|
Торговые залы площадью более 100 м2 в зданиях иного назначения рассматриваются как самостоятельные зоны |
6. Дошкольные учреждения (число мест) |
До 100 |
1 |
* |
|
|
|
|
В дошкольных учреждениях оповещается только служебный персонал. При размещении в одном здании дошкольных учреждений и начальной школы (или) жилых помещений для персонала) общей вместимостью более 50 чел. Они выделяются в самостоятельные зоны оповещения. |
7. Школы и учебные корпуса школ – интернатов (число мест в здании, чел) |
До 270 |
1 |
* |
|
|
|
|
|
8. Учебные корпуса средних специальных и высших учебных заведений |
|
До 4 |
|
* |
|
|
|
Помещения аудиторий, актовых залов собраний и других зальных помещений с числом мест более 300, а также расположенных выше 6-го этажа с количеством мест менее 300 рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения |
9. Зрелищные учреждения (театры, цирки и др.): |
До 300 |
1 |
* |
|
|
|
|
|
10. Здания, крытые и открытые сооружения физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения (число мест) |
До 200 |
3 |
|
* |
|
|
|
|
11. Лечебные учреждения (число койко-мест): |
До 60 |
|
|
* |
|
|
|
Помещения лечебных амбулаторно-поликлинических учреждений и аптек, расположенных в зданиях иного назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения |
12. Санатории, учреждения отдыха и туризма при наличии в спальных корпусах пищеблоков и помещений культурно-массового назначения |
|
До 10 |
|
* |
|
|
|
|
13. Детские оздоровительные лагеря: |
|
|
|
|
|
|
|
|
14. Библиотеки и архивы: |
|
|
|
* |
|
|
|
|
15. Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания |
|
До 6 |
|
* |
|
|
|
|
16. Музеи и выставки (число посетителей) |
До 500 |
3 |
|
* |
|
|
|
|
17. Вокзалы |
|
1 |
|
* |
|
|
|
|
18. Гостиницы, общежития и кемпинги (вместимость, чел) |
До 50 |
До 3 |
|
* |
|
|
|
|
19. Жилые здания: |
|
|
|
|
|
|
|
|
20. Производственные здания и сооружения (категория здания) |
А, Б, В, Г, Д |
1 |
* |
|
|
|
|
|
Примечания:
1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.
2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.
3. На объектах, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4 или 5 типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.
4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с физическими недостатками (слабовидящие, слабослышащие), СОУЭ должна учитывать эти особенности.
Системы оповещения по видам:
Способы оповещения в зависимости от типа системы:
![]() |
![]() |
![]() |
3, 4 и 5 типы оповещения являются речевыми типами оповещения. В случае чрезвычайной ситуации в зоны и помещения объекта подается речевые текстовые сообщения о ситуации и предлагаются меры по действиям в связи со сложившейся ситуацией.
Выбор типов речевого оповещения определяется во время проведения проектных работ. В мирное время через систему оповещения возможно транслировать музыкальные передачи и программы, а так же делать объявления для сотрудников или посетителей.
В зависимости от состава и принципов функционирования оповещение о пожаре бывают централизованными и локальными.
Локальное оповещение о пожаре – это система модулей, в которую поступают тревожные сигналы от внешних датчиков. Затем эти сигналы, в виде ранее приготовленных текстовых сообщений, транслируются в определенном количестве помещений. Такие системы оповещения о пожаре состоят главным образом из речевого процессора, усилителя звука и громкоговорителя, не имеющих централизованного управления. Однако, локальное оповещение о пожаре имеет свои минусы. Один из них – невозможность оперативного управления эвакуацией, к примеру, с микрофонной консоли, что бывает необходимым в нестандартных или быстро изменяющихся ситуациях.
Централизованное оповещение о пожаре имеет центральный блок управления, что дает ей возможность работать в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Оповещение о пожаре может иметь несколько источников сигнала, а разбивка здания на отдельные зоны производится в соответствии его архитектурного и функционального типа.
Кроме того, речевое оповещение о пожаре может сопровождаться световыми указателями направления эвакуации. Также системы оповещения может быть совмещена с системой контроля доступа, которая при поступлении тревожных импульсов с датчиков, будет давать сигнал к открытию дополнительных эвакуационных выходов.
Речевое оповещение о пожаре способствует более успешной и эффективной эвакуации людей и ценного имущества, особенно в общественных зданиях, где кроме работающего персонала, находятся и посетители.
Оповещение о пожаре должно производиться по заранее записанным экстренным сообщениям, которые должны транслироваться с большей силой звука, нежели фоновая музыка. Кроме того, речевое оповещение о пожаре должно быть нейтральным и содержать информацию обо всех возможных путях эвакуации людей.
← СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И ОЗВУЧАНИЯ |
---|